Главная
Мы о звездах,
и звезды о себе
ШоуКино/театрЛиткафеВернисажЭкспертУ психологаStoryЗвездное здоровье

Дочь барачного поэта

Арина Холина родилась  в литературной семье – ее отец, Игорь Холин, был поэтом так называемой «лианозовской школы», популярной в 60-90-х годах. В поисках жизненного призвания Арина сменила три вуза – Институт стали и сплавов, РГГУ (экономический факультет) и МГИМО (факультет международной журналистики). Работала внештатным корреспондентом в глянцевых журналах. В 2004 году начала писать книги. Сейчас на счету автора около десятка  романов. Среди них – «Дорогой, я стала ведьмой в эту пятницу», «Настольная книга сердцеедки», «Магия на каждый день», «Дьявол за правым плечом», «Галерея мужских пороков».

– Арина, литературные гены вам передал ваш отец – поэт Игорь Холин. Какую роль он сыграл в вашей жизни?

– Огромную. Надо начать с того, что он воспитывал меня один – мама умерла при родах. И когда я родилась, ему было 53 года. Друзья и близкие советовали ему отправить меня к родственникам во Владивосток, но он решил, что будет для меня и отцом, и матерью. И воспитывал до конца своих дней – умер, когда мне было 24. У меня было очень интересное детство, потому что оно проходило в особенной художественной среде. Друзья отца – московские художники и писатели казались мне такими героями Монмартра, сюрреалистами и дадаистами, которые сидели в парижских кафе и пили абсент – они все обсуждали искусство, читали стихи, ругались, спорили... Это было  интересно и притягательно, тем более  что большинство друзей отца были хорошо обеспечены – нищебродства не было, у всех были красивые квартиры с кучей картин и антикварной мебелью.

– Как отец вас воспитывал?

– Его подход был – что вырастит, то и вырастит. Он просто был рядом, я видела то, чем он занимается, слушала, о чем он говорит с друзьями, и впитывала. Я хорошо понимаю, что если бы мои родители работали на заводе, а потом возвращались домой и ложились перед телевизором, я бы, наверное, была совсем другим человеком. А я в детстве даже телевизор почти не смотрела – у нас на Сухаревской показывал один канал и то с помехами.
Помню, как в 7 лет я показала папе начало большого романа. Он сказал: «Сюжет не очень», я расстроилась и оставила это занятие. Когда я подросла, мы с ним часто обсуждали книги, он объяснял мне общие литературные схемы, но никогда ничего не навязывал. Поэтому по-настоящему я начала писать после 20 лет – сама, никто меня не уговаривал. Это были рассказы для журналов, потом я взялась за романы.

– Вы одна из ярких представительниц жанра Chiklit – «литературы для цыпочек», пришедшего в Россию с Запада. Как вы нашли свою нишу?

– Ну, все-таки не «чиклит»  – при всем моем трепетном к нему отношении. Я пишу книги в стиле «Иствикских ведьм» – правда,  с добавлением «Секса в большом городе». Когда я написала две первые книжки «про любовь», подумала – ну и что дальше? Сколько я смогу наштамповать романов про «встречу с мужчиной мечты»? Писать как Екатерина  Вильмонт, я бы не смогла. И я решила усложнить себе задачу. Я не очень люблю реализм – в литературе, живописи, даже в музыке, а сказка – этот тот самый жанр, который позволяет мне, как автору, построить свой собственный мир. Но мне нравится жизнь, поэтому мои сказочные истории происходят с современными девушками – как раз такими типичными Бриджит Джонс и Кэрри Брэдшоу.

– Должно быть «Мастер и Маргарита» – ваша любимая книга?

– Да, «Мастер и Маргарита» – одна из моих любимых книг. Но на первое место я скорее поставлю Тэффи со всем ее творчеством, даже,  несмотря на то, что это сатира, а не мистика. Она гений, и я восторгаюсь ее умом и талантом. Я много у нее взяла – училась на ее книгах. Но сама  я превращаю девушек в ведьм  – и это от Булгакова. Этот  литературный прием позволяет мне лучше раскрыть женскую сущность. Ведь каждая женщина, каждый человек вообще, считает себя уникальным. Но иногда просто кажется:  мы- то уникальны, но вот мир этого не понимает. И я пишу книги именно для того, чтобы дать такой энергетический заряд – показать все прелести и чудеса жизни.

– Вы живете только на литературу?

– Я профессиональный писатель, ничем больше не занимаюсь. На одну книгу у меня уходит три месяца. Я пишу по 5 страниц в день. Это занимает от 4 до 6 часов с обедом, с разгильдяйством, когда я должна выпить кофе, посмотреть любимый сериал. Я не перетруждаю себя, хотя бывают и периоды запарок. Пробездельничаешь, потом приходится догонять. Я на каждую книжку заключаю договор, должна соблюдать сроки. Это в моих интересах, потому что это моя зарплата.

– Спады в творчестве случаются?

– Бывают припадки, кода мне кажется, что я самая бездарная из всех бездарностей. Что у меня ничего не получается, что я пишу полный бред. В этом смысле сроки и рамки дисциплинируют. Тебе нужно идти дальше и это хорошо – ты успокаиваешься, смотришь на свою работу более здраво.

– Как выглядит ваш распорядок дня?

– Я встаю в 10-12 часов, если вечером загуляла могу встать и в 2 часа дня. Завтракаю, потом раскачиваюсь и начинаю работать. Если нет цейтнота, то вечером иду на выставку, на презентацию, в клуб или с подружками в ресторан. В общем, ничего экстремального – с парашютом не прыгаю.

– Какое стихотворение Игоря Холина вы любите больше всего?

– «Почтовый ящик». Оно про любовь, о том, как человек ждет письма от любимой женщины. Оно тонкое, трепетное, лиричное, оно меня покорило. Там есть такие строки:

Я хотел написать
Любимой
Что я ее люблю
А написал
Что она
Истеричка
Я хотел написать
Любимой
Что жить без нее не могу
А написал
Что она самая
Легкомысленная
Женщина на свете
Я хотел написать
Любимой
Что время идет
А написал
Что за последнее время
В Москве
Выпал снег

 

Беседовала Татьяна МЕДВЕДЕВА

 

Наша справка.
Игорь Холин (1920-1999) – поэт, яркий представитель  андеграунда. Прошел Великую Отечественную войну от Москвы до Праги. В середине 50-х создал свой знаменитый «барачный» цикл. Творческий стиль Игоря Холина – конкретизм.

Из цикла  «Жители барака»

*   *   *
На окне цветочки,
В комнате уют,
У барака бочка,
Рядом водку пьют,
У соседей дочку
В это время бьют.

*   *   *
Устроилась Дора
Работать в контору,
Понравилась вскоре
Она ревизору.
Любви ревизор
Не добился от Доры –
Уволил он вскоре
Ее из конторы.

*   *   *
Юлин муж после попойки
Спит в одних трусах на койке,
А сосед сидит на стуле –
Неспроста пришел он к Юле.

 

 

 

 

 

 

 

Игорь Губерман
Евгений Евтушенко
Анатолий Алексин
Андрей Дементьев
Павел Басинский
Арина Холина
Михаил Веллер
Лариса Миллер
Людмила Улицкая
Лев Аннинский