Михаил Сатаров: Женщина создана для любви
Картины этого художника находятся в лучших галереях мира и частных коллекциях. С равной силой Михаилу Сатарову удаются и портреты, и натюрморты, и морские виды, и пейзажи, и сказочные сюжеты. Формулу своего успеха он определяет так: «талант, труд, умелый пиар и любящая жена».
– Михаил, ваше творчество очень разнопланово, как вы сами определяете стиль, в котором работаете?
– Я занимаюсь салонным искусством. Пишу картины, которые украшают интерьер. В портретах, пейзажах и натюрмортах я воспеваю гармонию и красоту. Мою манеру письма часто называют «маниакальной», «ювелирной», потому что она очень кропотливая. Во всем, что я делаю, я стремлюсь к фотографической точности – в хорошем смысле этого слова. Я работаю очень тонкими кисточками и если пишу, скажем, сосну, то тщательно прописываю каждую иголочку. Я думаю, что главная задача художника – удивлять зрителя не только гениальной идеей своей картины, но и потрясающим техническим исполнением, мастерством.
– Говорят, что ваши картины часто подделывают. Это так?
– В любом российском городе и даже в Ближнем Зарубежье в Украине и Белоруссии – везде, где есть художественный рынок, можно найти копии моих работ. Художники покупают мои буклеты, копируют мои работы и подписывают своим именем. Получается, что я кормлю своим творчеством тысячи и тысячи семей художников.
– Вы пытались с этим как-то бороться?
– Невозможно судиться со всей страной. Пускай копируют. В каком-то смысле мне это даже льстит. Часто искусствоведы спорят, кто в России – лучший художник. Но ответ очевиден. Кого больше копируют – тот и лучший. То есть – Михаил Сатаров. Я только молю Бога, чтобы Он мне дал здоровья и возможность подняться на еще более высокую ступень и делать еще более классные и качественные работы.
– Кому вы завидуете в своей профессии?
– Никому не завидую. Широкая известность – это вопрос времени и пиара. Сейчас благодаря рекламе можно раскрутить кого угодно и что угодно – любого человека превратить в фетиш, поднять на пьедестал. А любовь народа у меня уже есть. При чем не простого народа, а высших классов общества. Мои картины покупают члены правительства, академики, даже Владимир Владимирович Путин мою картину в Кремле повесил. При этом у меня нет ни одного звания, а только – Божий дар. Но кому много дано, с того много и спросится. Поэтому я очень много работаю, я настоящий трудоголик, абсолютно не умею отдыхать. А вот когда журналисты берут интервью, я говорю: «Ребята, у меня только два недостатка – гениальность и скромность».
– Михаил, а как вы познакомились с вашей женой Марией?
– Мы с ней учились в параллельных группах в Московском художественном училище памяти 1905 года. Помню, что преподаватели говорили сокурсникам: «Зайдите в соседнюю аудиторию, посмотрите на работы Сатарова и учитесь у него рисовать». Меня ставили в пример, и Машу это заинтриговало. Когда мы познакомились, то стали испытывать взаимную симпатию, потому что у обоих у нас отличное чувство юмора. Я шутил, Маша подхватывала мои шутки, нам было весело. Но по-настоящему мы сблизились после такой истории.
Дело в том, что я родился в очень бедной семьи. В самом начале моей студенческой жизни мне не хватало денег даже на еду. И однажды я одолжил у Маши 1 рубль на обед и сказал, что не смогу его вернуть. Она сказала: «Ну и не надо. Если не будет денег – не отдавай». После этого эпизода мы подружились. Я увидел в Маше доброго, открытого человека. Этим поступком она меня покорила. Я понял, что бесплатными обедами я обеспечен. (Смеется). А на самом деле я отдаю этот рубль всю жизнь. Как муж и жена мы начали жить еще студентами. Потом я отслужил в армии, а когда вернулся, мы поженились. Мы вместе с Машей уже 25 лет. У нас трое детей.
– Жена не стала творческим человеком?
– Она хороший художник, но полностью посвятила себя семье. Весь «колхоз» на ней – и дети, и няни, и шофер, и собаки. Быт отнимает много сил. Жена – моя правая рука. Она во всем мне помогает и поддерживает.
– Вас окружает много красивых женщин, модели. Жена ревнует вас?
– Она уже привыкла, ей некуда деваться. Она человек мудрый, закаленный. Никаких очевидных поводов для ревности я жене не давал и надеюсь, что не подам.
– Это правда, что вы на Арбате картинами торговали?
– Правда. Студентом я писал маленькие этюды, небольшие пейзажи. И жена предложила мне попробовать их продать, что мы и сделали, выставив мои работы на улице у антикварного салона рядом с метро Октябрьская. Это был смелый поступок, потому что на дворе еще стояли брежневские времена, а в законе была статья «Торговля в неустановленном месте». Помню, что жену даже в милицию забирали. Тем не менее, мои работы мгновенно распродались по очень высоким ценам. Я получил первые серьезные деньги в своей жизни, и это меня окрылило. Благодаря предпринимательской смекалке моей жены, наша семья довольно быстро обрела финансовую независимость от родителей, и мы стали самостоятельной «ячейкой общества».
Потом я стал первым художником, кто вышел продавать свои работы на Арбат. К счастью, вскоре наступила горбачевская перестройка, и за торговлю картинами на улице в милицию уже не забирали. Потом я выставлялся в различных галереях, а сейчас у меня своя галерея, где я могу устраивать выставки других художников, помогать пробиться талантливым людям, устраивать различные презентации. Путь к вершинам очень тернист. Сегодня искусство принадлежит рекламе. Можно быть трижды гениальным, но если ты не участвуешь в выставках, не дружишь с сильными мира сего, ты останешься никому не известным художником.
– В арт-мире существует такое понятие как «негры», рабы – люди, которые делают за художника его работу?
– Желтая пресса любит писать, что художника М.Сатарова не существует, а есть шустрый, энергичный и умный бизнесмен Михаил Сатаров, который раскрутил свой бренд, умело занимаясь пиаром, и на самом деле на него работает группа художников. Интересно, что в подарочном фонде Владимира Владимировича Путина была проведена экспертная оценка моих работ, и некоторые искусствоведы утверждали, что один человек не в состоянии так много уметь: писать портреты, морские виды, русский и европейский пейзаж, работать в стилистике фэнтази, сюрреализма, символизма. Многие убеждены, что один человек не в состоянии совмещать в себе такое количество жанров и стилей и на меня работает группа художников. Тем не менее факт остается фактом я работаю один.
Хотя, конечно, многим великим художникам – Микеланджело, Рубенсу, Айвазовскому, Брюллову – помогали работать их ученики. Они делали подмалевок – часть работы. Привлекать или не привлекать помощников каждый художник решает сам. Но я работаю на таком кропотливом уровне, техника моего мастерства настолько высока, что помощников мне найти невозможно. Я знаю, что «негров» нанимают художники, которые подделывают мои картины.
– А какие курьезы с вами еще случались?
– Был такой курьез. Когда Пьер Карден познакомился с моим творчеством, он спросил: «А в каком веке жил и творил этот гениальный русский художник М.Сатаров?» Ему ответили, что я его современник и он очень удивился. Бывает, что издают календари с репродукциями моим картин, посвященных старой Москве. Я звоню в издательство и спрашиваю: «Чьи это работы?», а в ответ слышу: «Это художник М.Сатаров, который умер в конце ХIХ века». Вот такое нарушение авторских прав. А ведь мне нужны деньги, чтобы писать новые картины. Как говорил Джек Лондон: «Деньги – это отчеканенная свобода».
– Что для вас женская красота?
– Для меня женская красота – божественна, трансцендентальна. Это нечто потустороннее из мира тонких энергий. В разное время были разные представления о женской красоте.
И женскую красоту можно постигать до бесконечности. Я ценю в женщинах совершенство форм, внутреннюю гармонию, доброту.
Современная женщина очень много времени уделяет внешности и очень мало духовности и любви, я имею виду любовь не в эротическом аспекте, а любовь как сострадание, как уют. Для меня прекрасна та женщина, которая любит своего ближнего, своего мужа, детей, в доме которой разлита гармония тепла и уюта. Женщина должна излучать любовь, потому что без ее любви не может существовать мир.
Беседовала Татьяна МЕДВЕДЕВА
Наше досье. Михаил Сатаров
Родился 3 октября 1963 года.
В 10 лет начал заниматься живописью в художественной студии.
В 1992 году закончил Московский Государственный Художественный институт имени Сурикова.
Семья: жена Мария и трое детей – сын Миша и дочери – Саша и Маша.
|
Михаил Сатаров
|