Главная
Мы о звездах,
и звезды о себе
ШоуКино/театрЛиткафеВернисажЭкспертУ психологаStoryЗвездное здоровье

«Гарики» между схватками. Игорь Губерман.

Он работал инженером, писал сценарии, коллекционировал живопись. По обвинению в незаконной перепродаже икон был приговорен к пяти годам заключения. Отсидел  по уголовной статье. Эмигрировал из России в Израиль. Перенес онкологическое заболевание, с которым боролся медицинскими и поэтическими средствами и – победил!
Визитной карточкой Игоря Губермана стали поэтические миниатюры, ласково именуемые «гариками», которые  сравнивают со стихами Омара Хайяма, частушками,  эпиграммами и  называют «витаминами мудрости».
Он говорит о себе: «Я работаю как девушка по вызову. Куда приглашают – туда и еду с концертами» и выступает по всему миру.  Он не удостоился ни одной литературной премии, но имеет в жизни нечто более важное – подлинное народное признание, ведь его  «стишки» стали крылатыми и  разошлись на цитаты.  Кто не помнит: «Давно пора, е… мать, умом Россию понимать», «Увы, но истина – блудница, ни с кем ей долго не лежится», «Подковой счастья моего – кого-то подковали не того»…

– Игорь Миронович, недавно увидела свет ваша новая книга «Шестой иерусалимский дневник». В каком настроении вы ее писали?

– Я болел и решил, что лучший способ бороться с болезнью это поиздеваться над ней, и самим собой в стишках. Так появились новые «гарики»,  правда, не только  веселые, но и жалостливые. Например, такой:

***
Мой рак ведет себя по-свински,
поскольку очень жить мешает,
а говоря по-медицински,
мне дозу кары превышает.

***
Ручки ножки похудели,
все обвисло в талии.
И болтаются на теле
Микрогениталии…

А еще в книгу вошла автобиографическая проза, в которой я рассказываю о своем  путешествии  по замечательному маршруту от Архангельска до Магадана. Для бывшего советского человека поехать в Магадан по собственной воле и с обратным билетом – это большое счастье. 

– Вы много ездите по России со своими выступлениями. Какой  вам видится наша страна?

– Я работаю как девушка по вызову. Куда зовут, туда и приезжаю. И вижу, что во всех городах – одна и та же картина. Везде – замечательно благоустроенный центр, с магазинами,  пешеходными дорогами,  а чуть отъедешь на окраины – ощущение запустения. Самые красивые города – будь то Москва, Питер, Самара, Томск,  Иркутск – те, где сохранилась историческая часть, где есть старинные здания,  уцелевшими от советской власти.
А знаете, что на меня произвело самое сильное впечатление из моих поездок? Уникальный сумасшедший музей лагерного быта в Магадане.  Там на стеклянных стендах  как  скифское золото или как  сокровища Тутархамона демонстрируются –  битая миска, битая кружка, тачка, отбойный молоток, кирка, лопаты, прожженный ватник, наколенники, в которых люди работали по 12 часов в день в вечной мерзлоте.  Такое ощущение, что археологи раскопали необыкновенную древнюю цивилизацию. А ведь это была  цивилизация наших отцов и дедов. Я видел в своей жизни множество музеев, но только  магаданский музей меня так потряс.

– Что вы думаете о современной российской жизни?

– До 1985 года мы все жили в лагере, но этого не замечали. Лагерь был украшен лозунгами о мире, социализме и труде.  Вдруг, в один прекрасный день,  лагерь выстроили на утреннюю проверку,  и начальник лагеря говорит: «Свобода, ребята». Люди, стоящие в строю не успели опомниться, как они видят – часовые слезают с вышек, собак отпускают, кто-то проволоку режет. Кто первым сориентируется  в этих обстоятельствах? Надзиратели!  И вот уже в карцере стоит типографский станок и вчерашний начальник карцера, садист,  выпускает газету «На свободе с чистой совестью».  Все надзиратели торгуют всем лагерным имуществом.   К лагерным охранителям присоединилась блатная компания. Уголовники умеют держать нос по ветру.  Это мы все знаем по куче преуспевших олигархов. Лагерная охрана тоже при деле – она работает в охранном бюро при разбогатевших людях. А кому  сложнее всего, кто позднее всех опомнился? Работяги и интеллигенция. Что мы видим и по сей день.

– В ваших стихах очень много обломовских мотивов, а еще у вас  есть такой «гарик»: 
А лучше все же стрекоза,
чем работящий муравей,
ее бесстыжие глаза
мне и понятней и милей.

Вы по образу жизни больше – стрекоза или муравей?

– Я чудовищный лентяй, и бездельник. Человек, легкомысленный и выпивающий. К тому же я  склонен прославлять все эти пороки. Что касается  стрекозы и муравья, то ведь муравей – это подонок. Как бы не жила стрекоза, но разве можно в морозы выгонять это насекомое из дома. Она же  пела! А еще это мерзкая фраза: «Так поди же попляши». Нас учили в школе  по очень плохим образцам.

– О чем пишут в записках люди, которые приходят на ваши выступления?

– Больше количество записок, где  люди пишут, что мои легкомысленные и фривольные стишки помогли им жить.  У меня есть  записка от женщины, которой  муж читал «гарики» в перерывах между схватками, когда она рожала, и ей было рожать гораздо легче. А записок о том, что мои стихи помогли вылечить депрессию или скрасили пребывание  в больнице – дикое количество.

Каким вы видите своего  читателя?

– Мой читатель это то, что раньше называлось нтр, научно-технический работник. Знаю, что читают мои стишки и новые русские – они сами мне об этом рассказывают, когда я с ними водку пью. А как-то одна  женщина в Екатеринбурге мне написала, что меня много читают бандиты с окраин. 

– Как вы относитесь к разговорам, что современный русский язык оскудевает?

Такие страхи были всегда и в 20- годы, когда появилась советская лексика, и  в 50-е годы, когда  появился  лагерный сленг. Отдельные слова из лагерной фени укоренились, другие исчезли. Язык как океан. Это система, которая сама себя очищает. В разные годы –разные вкрапления. Сейчас чудовищное количество англицизмов. То, что нужно языку – останется, что не нужно – отомрет.

– С кем вы общаетесь из коллег по литературному  цеху?

– У меня есть такой стишок:

Люблю своих коллег.
Они любезны мне.
Я старый человек.
Я знаю толк в г…

Но поймите меня правильно. К тем, с кем я общаюсь  – этот стишок ни в коем случае не относится. Я обожаю, даже боготворю Игоря Иртеньева. Считаю его огромным, недооцененным  поэтом. В нем смешались Зощенко и ОБЕРИУТы.  Если бы у меня были деньги, я бы запер его  на какой-нибудь даче,   обеспечил абсолютно всем и заставил бы писать стишки. Жаль, что он растрачивает свой талант на какие-то ежеминутные вещи, когда пишет для ТВ или газет. Я очень люблю Тимура  Кибирова,  хотя он пишет очень  длинные тексты. Боготворю Жванецкого. Дружу с Диной Рубинной. Она очень хороший писатель.  

– Дина Рубина, сказала, что, уехав в Израиль, она  изменилась  в артистическую сторону, она стала более театральной в своей поведении. А как вас  изменила эмиграция?

– Дина. Наверное,  это с ней это  произошло не из-за эмиграции, а из-за того, что она стала очень много выступать. Она ездит по миру, встречается с читателями.  И эта деятельность бродячего актера ее раскрепощает. Ведь выступающий писатель должен уметь привлечь внимание публики, оправдывать гонорар. На моих глазах  люди, которые начинали выступать приобретали новую мимику, жестикуляцию. Это естественный процесс.
Что касается меня, то эмиграция меня не изменила. Я не космополит.  Я объездил
чудовищное количество стран,  но для себя понял, что еврею русского разлива можно жить только в России или в Израиле. Мне не нравится  жизнь русских евреев  в Америке, совсем не нравится их жизнь в Германии. Хотя в материальном плане там условия потрясающие. Если бы российские пенсионеры, наши  сегодняшние инвалиды, ветераны войны знали какое пособие получают их ровесники  в Америке или в Германии только за то, что они пожилые люди, инвалиды и ветераны! Для меня это один из критериев качества жизни и уважения к личности со стороны государства.

Беседовала Татьяна МЕДВЕДЕВА

Игорь Губерман
Евгений Евтушенко
Анатолий Алексин
Андрей Дементьев
Павел Басинский
Арина Холина
Михаил Веллер
Лариса Миллер
Людмила Улицкая
Лев Аннинский