Алена Апина: Главное в жизни – слышать колокольчики судьбы…
Звезда Алены Апиной зажглась в группе «Комбинация». Кто не помнит хиты 90-х: «Russian girls», «Белый вечер», «American boy», «Любовь уходит не спеша», и конечно, «Бухгалтер». После судьбоносной встречи с продюсером Александром Иратовым певица решается на сольную карьеру. Удача ей сопутствует. Первая же песня – «Ксюша» становится супершлягером. А потом появились хиты «Леха», «Летучий голландец любви», «Я тебя у всех украду», «Самолет на Москву».
– Алена, от маленькой девочки, увлеченной музыкой, до звезды шоу-бизнеса, которой вы стали – огромный путь. Чем вам запомнилось годы детства?
– Вы знаете, читая мемуары моих коллег, скажем, Андрея Макаревича, я диву даюсь: 180 страниц – интереснейших, захватывающих эпизодов детства. Я же не могу вспомнить ничего такого особенного, кроме того, что соседская девочка сыграла одним пальцем на пианино несколько звуков, и я решила это повторить. И это «звукоизвлечение» в корне изменило мою жизнь. Я полюбила музыку.
Я с удовольствием ходила в музыкальную школу, мне это было интересно. В 11 лет я услышала «Первый концерт для фортепьяно с оркестром» Сергея Сергеевича Прокофьева в исполнении 11-летнего мальчика в нашей саратовской филармонии. И это изменило мою жизнь окончательно.
Музыка настолько сильно захватила меня. Мне захотелось быть как этот мальчик и с тех пор Прокофьев – мой любимый композитор. Я обожаю всю его музыку. Считаю его гениальным композитором.
– Свою жизнь вы связали не с классической музыкой, не с исполнительским искусством, а с эстрадой…
– Я даже представить не могла, что так сложится. И ломка была очень сильная. После окончания саратовского музыкального училища я два года пыталась поступить в консерваторию. А потом по совету подруги я поступила на факультет народного пения. Эта была хорошая школа.
А дальше случилось так, что продюсер «Комбинации» Александр Шишенин искал в свою группу вторую солистку. Мне предложили работу, и началась моя артистическая жизнь. Александр Шишенин, Царствие ему Небесное, был человек увлеченный. Для того, чтобы осуществить свою мечту – создать девичью группу и привезти ее в Москву, он продал свою машину. Столицу он приехал покорять в одних штанах, но с глобальными амбициями и фонограммами группы «Комбинация». Покорил. Я таких примеров знаю мало. И очень хорошо, что такие события проходили в моей жизни.
– Какими вам видятся годы, связанные с «Комбинацией»?
– Это шутка, прибаутка, песня. Три года проскочили как одно мгновенье. «Комбинацию» создали летом 1988 года, и она сразу стала очень популярна в Саратове. Там мы выходи на сцену, пели, танцевали, таким образом, все равно оттачивали мастерство. И за эти три месяца полюбились землякам. А в сентябре мы уже работали в Москве в шоу у Сергея Минаева. Все очень быстро произошло. И для меня этот кусок жизни – какого-то желто-оранжевого окраса. Все очень солнечное. Таким цветом дети рисуют счастье. Это был период накопления впечатлений, первых встреч со знаменитыми артистами, первых гастролей. Это была учеба.
Я убеждена, что научиться быть артисткой извне невозможно. Можно стать вокалисткой, можно стать акробатом. Но стать профессиональным артистом, можно только по настоящему погрузившись в эту атмосферу, постоянно самосовершенствуясь.
Все эти три года я жадно впитывала, смотрела – кто как работает, кто как одевается, как люди пишутся в студиях. Это был колоссальный опыт накопления, который дал результат. И даже не верится, что так быстро пролетело 20 лет.
– Это, правда, что в начале московской жизни вам приходилось ночевать на вокзале?
– Мы ночевали на Павелецком вокзале, ведь понятно, что у девочек, приехавших в Москву из Саратова, в столице не было жилья. Между гастролями, если повезет – мы ночевали в комнате матери и ребенка, а если нет, то в зале ожидания.
И это – не самые большие сложности и подвиги, на которые мы были способны. Для того, чтобы наша песня прозвучала на радиостанции в 1988 году, «Комбинация» поехала в Чернобыль. И это было сильным потрясением. Я видела елки, которые растут задом наперед, я видела дворников в скафандрах, которые собирали мусор – они были похожи на людей после Армагеддона. Обедали мы в столовой для рабочих и чтобы туда попасть – проходили через аппарат со счетчиком Гейгера. Когда проходили, кто-то звенел, а кто-то – нет. Мы выступили в Чернобыле, после этого нашу песню поставили на радио. А потом вернулись в Москву и снова на Павелецкий вокзал, ждать поезда, который увозил нас на новые гастроли.
– Как вы решились на сольную карьеру?
– Главное в жизни – уметь слышать колокольчики судьбы. Вот они звенят, «сигналят», что нужно принять какое-то решение. А ты этого не понимаешь, пытаешься делать что-то свое. Ведь я была уверена, когда говорила, что никогда, не за какие коврижки не уйду из любимой группы, что буду работать только в «Комбинации»!
Но судьба большая шутница. Самое интересное, что есть в жизни – это сама жизнь, которая преподносит разные сюрпризы. Для меня это была встреча с продюсером Александром Иратовым, познакомившись с которым я ушла из «Комбинации», сделала шаг в неизвестность.
– Александр Иратов вас долго завоевывал как женщину?
– Не он меня завоевывал, а я завоевывала его. В тот момент он развелся с женой, у него была молодая девушка, а вокруг… Это были «лихие 90-е», когда начинающих артисток было – очень много. А он был молодой, одинокий продюсер. Так случилось, что между нами пробежала какая-то искра. Потом мне Саша говорил, что запал на меня еще, когда только увидел по телевизору клип «Бухгалтер», что он уже тогда влюбился.
И я когда первый раз его увидела, тоже поняла, что «пропала». Но у каждого была своя жизнь. Скажем, он в Москве, а я – уезжаю на гастроли. А вокруг Саши столько интересных начинающих артисток. Какую-то роль в наших отношениях сыграли общие друзья, которые нас все время сводили. Мне могли позвонить и сказать: «Он здесь, и если ты не приедешь, то будет плохо». И в какой-то момент я встала перед выбором: или «Комбинация» или «надо ехать к Иратову». И я выбрала – «надо ехать». Помню лето 1991 года, Саша уехал в Сочи, а я ушла из «Комбинации». С какими-то невероятными сложностями достала билет на самолет и прилетела к нему, неожиданно нагрянула. Он был очень удивлен, обрадовался. А я его поставила перед фактом, что я теперь просто девушка, которая его любит, а ни какая не артистка. Ну, отдохнули мы в Сочи, две недели провели в эйфории, а потом встал вопрос – а что мы будем делать дальше? И я снова вспомнила, что я не просто девушка, но и певица. И тогда Саша мне сказал: «Ну, давай запишем одну песенку». Я сказала: «Хорошо, любимый». И мы записали песню «Ксюша», с которой и началась моя сольная карьера.
– Можно сказать, что Александр Иратов был вашим Пигмалионом?
– Естественно. Произошла новая «ломка». Я снова ощутила себя гусеницей, которой нужно превратиться в бабочку. Саша давал мне советы: как себя вести, как говорить, что делать. Очень во многих вещах он был прав.
– Трудно взойти на Олимп шоу-бизнеса, но еще труднее там удержаться. Вы согласны?
– Это факт. Некоторые этого не выдерживают. Кто-то выходит в окна, кто-то спивается. Когда меня сейчас спрашивают: «Вы хотите, чтобы ваша дочь была в этой профессии?» Я говорю: «Нет, я не хочу». Не потому, что я лукавлю. Я как мать и как самый близкий человек – хочу дочери добра. Потому что в этой профессии помимо успеха, удачи, постоянных мыслей в голове по поводу работы, песен, имиджа, нужно еще обладать железобетонной психикой. Людей с тонкой нервной системой в этой профессии быть не может. Поэтому у кого с этим плохо – тот слаб на бутылку или садится на иглу.
– Вы участвовали в проекте «Ты – суперстар». Поклонников этой программы огорчил и восхитил ваш красивый жест, когда вы передали свои голоса Михаилу Муромову и в результате сошли с дистанции. Почему вы так поступили?
– Мне одной из первых предложили участвовать в проекте «Ты – суперстар». Я долго раздумывала – соглашаться или нет. Решающим обстоятельством моего согласия стало то, что я устала отвечать на вопросы окружающих: «Куда вы пропали и почему вас не видно?»
Да никуда я не пропала. Я живу в Переделкино, занимаюсь ребенком, гастролирую, снялась в кино, выпустила новый альбом, выступаю. Я не пропала, а отошла чуть в сторону.
Теперь меня спрашивают – почему я отдала свои голоса Михаилу Муромову и ушла из проекта?
Причин, чтобы уйти было достаточно. Самым сильным аргументом было то, что я поняла, что я человек абсолютно не конкурентноспособный. Я никогда не участвовала ни в каких конкурсах. Меня Бог миловал. Я всего этого избегала, хотя в свое время, когда я еще была солисткой «Комбинации» меня звали и в Юрмалу, и в Ялту. Конкурсы – это не мое. И вдруг вопреки своей природе я попала в проект «Ты – супарстар».
– Что же вас так «напрягало»?
– В начале я думала, что взрослые люди, 8 человек, у которых уже достаточно и сценического и жизненного опыта, выйдут на сцену и будут стараться сделать красивое, смотрибельное шоу. Но оказалось, что относится к этому просто так не возможно. Эти дурацкие оценки – вышибали из равновесия. Ну, не могу я спокойно относится к тому, как какой-то не очень умный человек в жюри ставит тебе низкий балл и еще говорит какую-то дурь. А ты как школьник переживаешь, что ты хуже других или радуешься, что лучше других. Внутри все переворачивается. Я уже не Алена Апина, а какой-то конкурсант. И это меня подкашивало.
– А зрителям казалось, что у вас такая милая обстановка!
– Ну, да вроде бы все мы друзья, но заходишь в гримерку и оказывается, что нам есть что делить: «Ах, тебя больше показали! А меня меньше». И все это копилось как ком. И я подумала – это не мое.
Мой ребенок стал реже меня видеть. Я пропадала на съемках, я стала отказываться от гастролей. А у меня есть музыканты, например, Леша-гитарист, который со мной работает 16 лет. У него семья. Ему надо кормить детей. А я не могу ехать на гастроли, у меня шоу.
И когда все эти кубики сложились так, как сложились, и когда я увидела, что Миша Муромов так переживает, что для него все это очень важно – я думаю, ну вот он тот самый момент, когда я могу еще это сделать. Иначе завтра придет какое-то чудило в жюри и скажет: «Там пошумела, там погремела, здесь попукала. Я ничего не понял – поэтому тебе двойка». И как я должна на все это реагировать? Сказать: «Какая глупость! Какая же это двойка. Это пятерка». Я все взвесила и передала свои голоса Мише Муромову и с радостью сошла с дистанции. И считаю, что я поступила правильно.
– Давайте, поговорим о приятном – о вашей дочке. Как она растет?
– Моя дочка Ксюша – для меня это целый космос, это удивление, радость, счастье. Сейчас происходит этап взросления. Она из очаровательной малышки становится девочкой. Она крутится перед зеркалом, она уже размышляет по-девичьи, она влюбляется. У нее виден характер.
Я ее читаю как самый интересный бестселлер моей жизни. Она меня всегда удивляет своим отношением к жизни, я у нее учусь очень многому. Как она разводит папу на подарки. Все светские львицы отдыхают. Она умеет найти какие-то особенные слова и добиться чего хочет. Я культивирую в ней женские хитрости и премудрости.
Она ходит в продвинутый детский садик, где дети учат английский язык, танцуют, поют. Еще она ходит в музыкальную школу. Ей не совсем нравится музыка. Меня это немного огорчает, но с другой стороны – два музыканта в семье это уже перебор. Ксюша хорошо рисует. Если она берет карандаш и бумагу, то может часами рисовать.
В этом году нам предстоит пойти в школу. Сейчас мы живем в Переделкино, и я плохо представляю себе переезд в Москву. Хочется с одной стороны пойти в хорошую московскую школу, с другой стороны остаться жить за городом и при этом не проводить много часов в пробках.
– С кем вы дружите из представителей шоу-бизнеса?
– Дружба между артистами невозможно априори. Друг – это человек, которому ты можешь позвонить в любое время со своими проблемами. Он рядом, сегодня он для тебя подушка, завтра – ты для него подушка. Он доступен. Артист – не может быть подушкой в силу своей занятости. Ты звонишь ему: «Слушай, представляешь у меня…» А он тебе: «Ты что! Я в Нью-Йорке, у нас ночь! Я сплю. Я тебе перезвоню. Без обид? Ну, пока». Вроде бы обычная ситуация, но уже как не крути, в следующий раз ты уже побоишься тревожить и напрягать этого человека. Или ты звонишь, а тебе говорят: «Ой, у меня сейчас интервью, я тебе потом перезвоню…» Что это за друг?
– Одно время вы очень нежно дружили с Лолитой. Сейчас меньше общаетесь? Вы – поссорились?
– Мы не ссорились. Но у нас разные интересы. Лолита – женщина одинокая, свободная. Я женщина – замужняя. Ее проблемы поиска женского счастья мне не доступны. Я не могу дать ей совет. Я не знаю, как флиртовать, я не знаю, как искать женихов. А еще все та же причина: «Сегодня я в Нью-Йорке. Завтра у меня запись в студии. Я тебе попозже перезвоню…»
Жизнь разводит по разным берегам. Но когда мы встречаемся – мы мило беседуем. Обо всем можем разговаривать, до следующего раза – через год. Но не потому что мы стали менее близкими, а потому, что такова артистическая дружба.
– Когда вы последний раз говорили себя: «Как же я счастлива!»?
– Мой день начинается с того, что я каждое утро говорю себе: «Как же я счастлива!»
Раньше я себе говорила это в качестве «установки» и такой психотерапии, а сейчас у меня это получается естественным образом. По утрам я слышу, как поют птицы. Я живу за городом, в Переделкино, и там птицы поют даже зимой. Ребенок говорит: «Мама». И это уже – бесконечный повод для счастья. В жизни – огромное количество поводов для радости. Главное – уметь это видеть. А когда ты недоволен и сидишь кислый как лимон – жизнь повернется к тебе спиной и скажет: ну и сам ты такой.
Чтобы хорошо себя чувствовать, важно придерживаться определенного режима дня. Мне нравится рано вставать и рано ложится. Я встаю в 5-6 утра и очень много успеваю сделать, ложусь в 11 вечера. Прекрасно высыпаюсь. Раньше вела более ночной образ жизни – хотелось куда-то ходить, с кем-то общаться. Но потом я поняла, что это впустую потраченное время, тебе ничего не прибавляется, а здоровье убавляется. И когда у меня появился ребенок – я стала жить в его ритме, и все встало на свои места.
Беседовала Татьяна МЕДВЕДЕВА |
Катя Лель
Елена Ищеева
Лена Князева
Роман Трахтенберг
Алена Апина
Наталья Рогозина
Наталья Сенчукова
Света Светикова
Петр Листерман
|