Главная
Мы о звездах,
и звезды о себе
ШоуКино/театрЛиткафеВернисажЭкспертУ психологаStoryЗвездное здоровье

Лариса Миллер: Все решает счастливый случай

 

Ее муза зачарована мимолетным, смотрит на мир с грустной улыбкой и говорит негромким голосом. Ее стихам свойственен лаконизм,  безыскусность и созерцательность и многие из них похожи на левитацию – когда лирическая героиня находится «меж небом и землей».

– Лариса, скажите, в каком возрасте вы осознали, что ваше жизненное призвание – быть поэтом?

– В детстве я писала стихи в стиле Агнии Барто, и не относилась к этому серьезно. О том, что поэзия может стать моим призванием, я задумалась только в 24 года. К этому времени я успела выйти замуж и закончить институт. Помню, как я думала – неужели я родилась лишь за тем, чтобы преподавать английский язык? Меня мучила какая-то неопределенность. Близкие люди, хорошо меня знающие, говорили мне, что у меня есть склонность к самовыражению.  Когда я стала писать стихи, я словно встретилась сама с собой.

– Кто из мастеров оказал на вас влияние?

–Я не могу сказать, что кто-то оказал на меня влияние. Я всегда любила поэзию. Помню, как брала в руки «Юность» – популярный журнал того времени, где печаталось много стихов, читала их и тут же начинала писать свое.

– Вы ждете вдохновения или работаете каждый день?

– У меня есть привычка писать на ходу. Мы живем в Теплом стане. Рядом с домом у нас есть чудесный лес, куда я хожу гулять. И во время прогулок, в ритме шагов у меня всегда возникают стихотворные строчки, которые я тут же стараюсь записать на листы бумаги, которые беру с собой. 

– Кроме прогулок, что может подарить вам вдохновение?

– Книги. Помню,  как в 1976 году в самиздате  я прочитала «Дар» Набокова. Я была потрясена и писала, писала. Много дали для моих стихов «Дневники» Томаса Манна,  «Голос из хора» Синявского.

– Кто из близких становится вашим первым слушателем?

– Первый слушатель – мой старший сын, который часто гуляет вместе со мной. Он довольно строгий, суровый критик. Иногда  говорит мне: «Мама ты это уже писала. Ты повторяешься». Слышать такое тяжело, я, конечно, расстраиваюсь, но всегда прислушиваюсь к его словам. Мой младший сын многие мои стихи помнит наизусть. Сейчас он заканчивает классическое отделение РГГУ, очень занят и ему не до стихов.
А мой муж составляет все мои стихотворные сборники. Он физик-теоретик и ему легче структурировать мои тексты. Если бы не он, не было бы моих книг. 

– У поэтов редко бывает благополучная личная жизнь. Чтобы писать – им нужны романы, страсти. Прожив с мужем много лет – вы посвящаете ему стихи?

– Сейчас я посвящаю мужу стихи гораздо чаще, чем в молодые годы. Мы вместе уже 45 лет. И как все супружеские пары проходили через кризисы. Сейчас я понимаю, что главное в семейной жизни – это мудрость и терпение. Этого мне сильно не хватало в молодости. Но сейчас, как говорят мои сыновья, мой характер изменился в лучшую сторону.

– Многие годы вы преподаете музыкальную гимнастику. Расскажите что это такое?

– Я преподаю женскую музыкальную гимнастику по системе Людмилы Алексеевой. Эта гимнастика построена на исполнении упражнений-этюдов. Ее исток – античность и танец  Айседоры Дункан. Все движения – естественные, никакого насилия над телом. Музыкальная гимнастика по системе Алексеевой появилась в России в 1913 году, а потом когда, пришла советская власть, ее стали называть декадентской и буржуазной.
Слава Богу, директор Дома ученых Мария Андреева,  жена Максима Горького, взяла эту студию под крыло.   И к счастью, эта система упражнений-этюдов сохранилась до нашего времени. Этой уникальной гимнастикой может заниматься любой человек, который любит и чувствует  музыку. Я веду группу, которая занимается в зале Научного института у метро Калужская. Еще одна группа собирается в Доме ученых. Нашей гимнастикой занимаются люди всех возрастов, и пожилые, и совсем юные. 

– А стихи можно станцевать?

– Однажды это случилось. Я была в Америке, проводила мастер-класс в айседоровской студии, и мне предложили прочитать и перевести стихотворение. Начиналось оно так: «Почему не уходишь, когда отпускают на волю». И участники мастер-класса придумали упражнение-этюд, в котором они стояли, словно прикованные к полу, протягивали руки, извивались, пытались вырваться из каких-то невидимых пут. Получилось очень интересно.

– Кто из современных поэтов вам интересен?

– Я люблю поэзию Инны Лиснянской и Олега Чухонцева. Мне близки некоторые стихи Сергея  Гандлевского.  Мне нравится довольно много стихов Бориса Рыжего, хотя «приблатненность» его поэзии утомляет. С Борисом Рыжим я переписывалась. Это был открытый и ранимый  человек. Но, к сожалению, он был склонен к болезненным депрессиям,  и, наверное, это   привело его к самоубийству. Вообще круг моего общения всегда составляли люди моего поколения. Очень талантливые, но не известные широкому читателю. Это Ольга Постникова,  Юля Покровская, Александр Злотников, Александр Радковский, Наталья Ванханен. Мы давно знакомы  и дружим много лет.

– Почему талантливые люди не могут пробиться, а на слуху – эстрадники, ерники, попсовики?

– Пробиться было трудно всегда, в любое время. Моя первая книга вышла только благодаря Арсению  Тарковскому, который 11 раз приезжал в издательство и просил, чтобы издали мою книгу. Он просто шел за директором издательства и читал ему  мои стихи, в которых никогда не было никаких советских реалий, публицистики, востребованной в те годы, никаких так называемых «паровозиков». Многое в нашей судьбе  решает – счастливый случай.

Беседовала Татьяна МЕДВЕДЕВА

 

Наше досье
Лариса Миллер – поэт, прозаик, эссеист, член Союза Российских писателей (с 1979 г.) и Русского ПЕН-центра (с 1992 г.). Родилась и живет в Москве, в 1962 году окончила Институт иностранных языков МГПИИЯ, много лет работала преподавателем английского языка, с 1980 г. и по настоящее время преподает также женскую музыкальную гимнастику по системе русской танцовщицы Людмилы Алексеевой.

 

Из книги Ларисы Миллер «Где хорошо? Повсюду и нигде…»

*   *   * 
Откуда ты?
Как все – из мамы,
Из темноты, из старой драмы,
Из счастья пополам с бедой,
Из анекдота с бородой.
Ну а куда?
Туда куда-то,
Где все свежо: цветы и дата,
И снег, и елка в Новый год,
И кровь, и боль, и анекдот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игорь Губерман
Евгений Евтушенко
Анатолий Алексин
Андрей Дементьев
Павел Басинский
Арина Холина
Михаил Веллер
Лариса Миллер
Людмила Улицкая
Лев Аннинский