Главная
Мы о звездах,
и звезды о себе
ШоуКино/театрЛиткафеВернисажЭкспертУ психологаStoryЗвездное здоровье

От Ясной Поляны до Астапово

Басинский
В  ноябре 2010 года отмечается 100-летие со дня смерти Льва Толстого. К этой памятной дате приурочен выход  новой  книги прозаика и литературоведа Павла Басинского «Лев Толстой: Бегство из рая». Она посвящена знаменитому уходу классика из Ясной Поляны.
Павел Валерьевич, как возникла идея вашей книги?
– Сначала я хотел  написать только  об уходе и смерти Льва Толстого, восстановив последние дни его жизни буквально по минутам. Но в ходе работы мне пришлось затронуть все ключевые  события его жизни –  женитьбу, создание главных произведений, духовный переворот. Писать биографию Толстого очень сложно, потому что это был безмерный человек.  Уход из Ясной Поляны и смерть на станции Астапово позволяют сфокусировать его  жизнь и взглянуть на нее из финальной точки. При этом я не хотел  рассматривать уход Толстого с точки зрения какой-то одной версии. А их существует множество:  что Толстой хотел слиться с народом, что он бежал от роскоши, что это был метафизический поступок или радикальный художественный жест – желание поставить эффектную точку в конце жизни. Мне никаких версий выдвигать не хотелось. Мне всегда было интересно: почему 82-летний человек уходит из обжитого дома, из места, где он родился, где прожил лучшие годы своей жизни и написал лучшие свои вещи, где у него родилось тринадцать  детей и двадцать три  внука.  Почему он бежит из этого дома ночью холодной промозглой осенью?  И как бежит – встает в три часа ночи, будит доктора, собирает вещи, потом  идет запрягать лошадей и вдруг понимает, что заблудился в собственном саду,  теряет шапку, идет домой за другой шапкой  и в итоге в спешке уезжает,  не зная куда, боясь  погони и скандала.   Мне хотелось показать,  как это было,  и написать правду о семейной жизни Толстого.
– Все знают, что к концу жизни у Толстого накопились противоречия в отношениях с женой, с которой он прожил 48 лет. В чем суть этой семейной драмы, на ваш взгляд?
– Когда я погружался в материал, то многие вещи увидел по-новому. Априори мне представлялась клишированная ситуация: вот гений, «матерый человечище», а рядом с ним слабая простая женщина, которая хочет сохранить быт и семью. Но когда вникаешь в подробности, понимаешь, что и для самого Толстого быт очень много значил, а семья была «проектом счастья», с другой стороны видишь, что Софья Андреевна не была простой женщиной – она стоила своего мужа и по уму и по характеру.  Их отношения в конце жизни – это борьба равных людей и оба они стали жертвой обстоятельств, которые задал Толстой своей необычной личностью и своими поступками, связанными с духовным переворотом  – с его попыткой отказаться от собственности и литературных прав, к чему Софья Андреевна была не готова, потому что отстаивала интересы  своих детей. Когда я писал книгу, я часто спорил со своей женой. Она была целиком на стороне Софьи Андреевны, я на стороне Льва Николаевича, но в итоге мне удалось избежать однозначных оценок этих людей.
– Почему Софью Андреевну не пустили к умирающему Толстому, когда она приехала на станцию Астапово?
– Это было коллективное решение людей,  которые находились рядом с Толстым, в том числе его детей. Ситуация ужасная – когда жена находится рядом с умирающим мужем и не может переговорить с ним перед смертью. Объяснения существуют разные. Одно из них – все до последнего момента думали, что Толстой поправиться. С другой стороны рядом с Толстым  были люди, заинтересованные, чтобы он не встретился с  женой. И, прежде всего,  Владимир Чертков – его ученик и последователь.  Он боялся, что в последний момент Толстой пересмотрит свое завещание – в пользу семьи.  Больше всех в этой ситуации жалко Софью Андреевну.  Ведь когда Толстой умер – весь мир вздрогнул. Это видно, если прочитать газеты от 8 ноября 1910 года. На Софью Андреевну посыпались колоссальные обвинения – что она довела мужа,  и он сбежал из дома. Что здесь скажешь? До смерти Толстого она часто вела себя неправильно, но после его смерти остаток жизни прожила почти как святая.
– Был ли на ваш взгляд Толстой оригинальным мыслителем или его учение – компиляция чужой мудрости?
– Есть такая точка зрения, что Толстой – гениальный художник и слабый мыслитель. Я с  этим  не могу согласиться. Толстой – великий мыслитель и его философия оказала сильное влияние на мир. Другое дело, что в России толстовство не прижилось. Махатма Ганди положил учение Толстого в основу борьбы с англичанами за освобождение Индии. В Канаде живут духоборы, потомки переселенцев, которым помогал Толстой. В Японии есть школы, где детей воспитывают по педагогической системе Толстого. Взгляды Толстого имеют одну особенность – они очень конкретны. В отличие от Достоевского он не ставил отвлеченных вопросов о «слезинке ребенка»  или «твари дрожащей». Толстой ставил конкретные вопросы, например такой: «Можно ли убивать людей? Можно ли казнить людей?»  И говорил, что нельзя. Над ним тогда все смеялись, а он просто опередил свое время,  и сегодня Европа отказалась от смертной казни и Россия ввела мораторий на нее. Что касается религиозных взглядом Толстого – то они очень сложные. Он брал рациональные  зерна из разных религий и пытался их соединить.

Татьяна Медведева

 


Игорь Губерман
Евгений Евтушенко
Анатолий Алексин
Андрей Дементьев
Павел Басинский
Арина Холина
Михаил Веллер
Лариса Миллер
Людмила Улицкая
Лев Аннинский